Новости

Склад работает в дежурном режиме 07.04.2020

Мы продолжаем комплектовать и доставлять заказы.
Соблюдаем все санитарно-эпидемиологические нормы.

С Новым Годом 2020! 10.01.2020

Искренне поздравляем Вас

Склад продукции

Общекорабельные системы и корабельные устройства

Боевая и повседневная деятельность обуславливает необходимость оборудование кораблей различными техническими средствами, при помощи которых могли бы эффективно решаться следующие задачи: Борьба за непотопляемость корабля путем удаления воды из за¬топленных отсеков, а также приемом и перекачиванием жидкого балласта для спрямления поврежденного корабля. Борьба с пожарами на корабле. Противоатомная защита корабля от радиоактивного заражения.

Поддержание необходимых параметров воздушной среды для улучше¬ния обитаемости жилых и служебных помещений, а также для создания не¬обходимых условий хранения боезапаса и пищевых продуктов на корабле. Обеспечение подачи пресной и забортной воды в различные поме¬щения для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд л\с. Удаление с корабля трюмной воды, различных нечистот и грязной воды.
Все эти задачи на корабле решаются при помощи корабельных систем.

Корабельными системами называется совокупность специализированных трубопроводов, механизмов, аппаратов и приборов, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению боевой и повседневной деятельности корабля, бытовых и хозяйственных нужд л/с. На современных кораблях корабельные системы представляют собой автоматизированные комплексы с ДУ и централизованной системой контро¬ля. По назначению и характеру выполняемых задач все системы корабля делятся следующим образом: общекорабельные системы(ОКС), обеспечивающие деятельность корабля в целом; специальные системы, обеспечивающие работу отдельных механизмов и устройств, ЭУ или оружия.

Все ОКС по назначению и характеру выполняемых задач делятся на следующие:

  • трюмные;
  • балластные;
  • противопожарные;
  • защиты от ОВ, РВ и БС;
  • бытового водоснабжения;
  • отопления, хозяйственного пароснабжения и пропаривания;
  • сточно-фановые;
  • вентиляции и кондицианирования воздуха;
  • холодильную.

По роду использования все корабельные системы делятся на две группы :

  • боевые;
  • повседневные.
  • К числу боевых систем, которые обеспечивают боевую деятельность корабля, относятся: трюмные, балластные, противопожарные, защиты от ОВ, РВ и БС. К повседневным относятся: системы бытового водоснабжения, отопле¬ния, хозяйственного пароснабжения, обогревания и пропаривания, венти¬ляции и кондиционирования, а также холодильные системы. В зависимости от типа перемещаемой среды трубопроводы делятся на водопроводы, воздухопроводы, газопроводы, паропроводы.

    В группу трюмных систем входят водоотливная, осушительная и пере¬пускная системы. Эти системы играют большую роль в обеспечении непо¬топляемости корабля. Водоотливная система предназначена для удаления из корабельных помещений большого количества воды, поступившей в корпус при его пов¬реждении или в результате тушения пожара водой. Эта система состоит из водоотливных средств (насосов и эжекторов), приемных и водоотливных трубопроводов с арматурой, системы управления и приборов контроля. Производительность водоотливных средств 50-350 м3/ч, при напоре 7-8 м.вод.ст.

    Осушительная система предназначена для периодического удаления небольшого количества воды, скапливающейся в выгородках из-за мелких течей, отпотевания корпуса и т.п. В качестве осушительных средств обычно используются водоструйные эжекторы и электронасосы. Их произво¬дительность составляет 5-50 м3/ч. На малых кораблях осушительная сис¬тема обычно совмещается с водоотливной.

    Перепускная система обеспечивает перепуск и спуск воды из помеще¬ний, не имеющих осушительных или водоотливных средств, в соседние и нижерасположенные помещения, имеющие средства осушения или водоотлива. Балластные системы служат для перемещения водяного балласта или топлива в целях изменения осадки, дифферента и крена корабля.

    В группу балластных систем входят:

    • Балластная
    • дифферентная
    • креновая система

    Эти системы играют важную роль в обеспечении непотопляемости корабля, обеспечивая его спрямление.

    На кораблях малого и среднего водоизмеще¬ния нет возможности устраивать специальные балластные, креновые и диф¬ферентные цистерны. Их роль выполняют топливные цистерны, которые обо¬рудуются системами затопления, осушения и перекачки топлива. В некото¬рых случаях предусматривается искусственное затопление каких-либо вто-ростепенных помещений и кладовых в носу или корме для устранения диф¬ферента. Противопожарные системы предназначены для обеспечения взрыво- и пожаробезопасности корабля.

    К ним относятся: водяная противопожарная система, системы водораспыления, водяного орошения, затопления, водя¬ных завес, пенотушения, жидкостного тушения, углекислотного тушения, паротушения.

    На кораблях всех классов системы пожаротушения широко развиты, однако не обязательно, чтобы каждый корабль имел все перечис¬ленные системы. На любом корабле имеется водяная противопожарная система (ВППС), которая предназначена для подачи воды из-за борта для тушения пожара.

    Но кроме этой основной функции ВППС используется для приведения в действие водоотливных и осушительных эжекторов, снабжения водой других систем, охлаждения ВМ и обеспечения бытовых корабельных нужд. В ка¬честве пожарных насосов используются турбо-пожарные, электро-пожарные насосы и мотопомпы производительностью 50-250 м3/ч при напоре 80-160 м.вод.ст.

    Магистраль проложена вдоль всего корабля и имеет ответвления к пожарным кранам, эжекторам и другим потребителям. Система водораспы¬ления предназначена для тушения пожара жидкого топлива в МКО распылен¬ной водой. Питание водой производится от ВППС. Системы водяного орошения предназначены для подачи воды из-за борта или из специальных цистерн к оросительным насадкам для тушения пожаров в хранилищах, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, а также для орошения боевых постов, шахт и сходов. Система орошения пог¬ребов боезапаса предназначена для предупреждения и тушения пожара в погребах путем охлаждения боезапаса.

    Система питается от ВППС, включа¬ется вручную и автоматически при достижении температуры 72°С. Система затопления предназначена для тушения или предотвращения пожара в погребах боеприпасов или хранилищах легковоспламеняющихся ма¬териалов путем их преднамеренного затопления.

    Погреба или хранилища, расположенные ниже ВЛ, затопляются водой из-за борта через трубопрово¬ды затопления. Погреба или хранилища расположенные выше ВЛ, заполняют-ся водой с помощью ВППС.

    Осушение погребов и хранилищ производятся с помощью систем осушения или перепускной системы. Система водяных завес предназначена для подачи воды из-за борта для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пламени, пара, газа, а также для охлаждения корпусных конструкций.

    От систем водо-распыления и орошения эта система отличается только типом насадки. Система жидкостного (химического) тушения предназначена для туше¬ния горящего топлива в машинно-котельных отделениях и пожара на элект¬ростанциях посредством подачи в эти помещения огнегасительной жидкости (хладон 114В-2, состав 3,5, ОЖ-1, БФ-2). Система углекислотного тушения предназначена для тушения пожара жидкого топлива
    в машинно-котельных отделениях путем заполнения их уг¬лекислым газом.

    Система паротушения предназначена для тушения пожара топлива в топливных отсеках и под котлами в машинно-котельных отделениях путем заполнения их насыщенным паром от главных и вспомогательных котлов. Системы защиты от ОВ, РВ и БС предназначены для защиты людей, оборудования, снаряжения и оружия, а также корабля в целом от пораже¬ния отравляющими, радиоактивными веществами и бактериологическими средствами. В эту группу входят системы противохимической вентиляции, дегаза¬ции, дезактивации и водяной защиты.

    Система противохимической вентиляции предназначена для предотвращения проникновения внутрь корпуса корабля различных видов отравляющих веществ и предусматривает перевод корабельной вентиляции на замкнутый цикл, очищение и обогащение кислородом воздуха и создание внутреннего подпора воздуха. Системы дегазации и дезактивации предназначены для приготовления и подачи специального раствора на верхнюю палубу для удаления отравляющих и радиоактивных веществ с наружных корабельных конструкций.

    Система водяной защиты наряду с другими задачами (тушение пожаров на верхней палубе, снижение теплового поля корабля), снижает степень загрязнения корпуса отравляющими веществами за счет создания над кораблем купола распыленной воды. Если в состав системы водяной защиты входит бак-дозатор для приготовления раствора, то такая система называется универсальной системой водяной защиты (УСВЗ). Повседневные корабельные системы обеспечивают повседневную дея¬тельность корабля, а также бытовые и хозяйственные нужды личного сос¬тава. К повседневным относятся системы бытового водоснабжения, отопле¬ния, хозяйственного паро-снабжения, обогревания и пропаривания, системы вентиляции и кондиционирования, холодильные и др. Системы бытового водоснабжения предназначены для обеспечения хо¬зяйственно-бытовых и санитарных нужд пресной и забортной водой.

    В эту группу входят системы пресной, питьевой, мытьевой и забортной воды. На кораблях малого водоизмещения система пресной воды выполняет функции систем питьевой и мытьевой воды. Система забортной воды обеспечивает подачу забортной воды к оп¬реснительным установкам, на охлаждение различных приборов и механиз¬мов, промывания унитазов и в исключительных случаях для помывки лично¬го состава.

    Питание системы обеспечивается забортной водой или от ВППС. Системы отопления, хозяйственного паро-снабжения, обогревания и пропаривания объединены в одну систему и предназначены для обогрева жилых и служебных помещений корабля в холодное время года, пропарива¬ние цистерн топлива и масла, подогрева мытьевой воды в водонагревате¬лях, кипячения питьевой воды в паровом самоваре и т.п.

    Сточно- фановые системы предназначены для удаления с корабля сточных и фекальных вод. К ним относятся сточная, фановая, система шпигатов с открытых палуб. Сточная система предназначена для удаления грязной воды из умы¬вальников, бань, прачечных, душевых. Фановая система служит для отвода фекальных вод из гальюнов.

    Система шпигатов с открытых палуб обеспечивает отвод за борт воды, попавшей на открытые палубы. Система вентиляции предназначена для поддержания в корабельных помещениях требуемого газового состава воздуха путем удаления загряз¬ненного и подачи свежего воздуха в необходимом количестве. На эту сис¬тему возлагается задача коллективной противохимической и противоатом¬ной защиты личного состава, находящегося на боевых постах и в меди¬цинских учреждениях.

    Система вентиляции разделяется на две основные группы: повседневную, или обиходную, которая обслуживает жилые, куль¬турно-просветительные и бытовые помещения, и боевую, которая обслужи¬вает помещения и боевые посты, обеспечивающие боевую деятельность ко¬рабля. На современных кораблях устанавливаются системы кондиционирования воздуха, которые кроме нормального газового состава воздуха создают заранее его температуру и влажность, т.е. благоприятный для человека микроклимат.

    Холодильная система предназначена для охлаждения провизионных ка¬мер и поддерживания в них низких температур, необходимых для длитель¬ного хранения скоропортящихся продуктов.

    Все корабельные системы должны поддерживаться в постоянной исп¬равности и готовности к действию, так как от них зависит живучесть ко¬рабля, и в первую очередь такие ее составные части, как непотопляе¬мость и взрывобезопасность.

    Корабельными устройствами называются комплексы механизмов, прис¬пособлений и систем, предназначенные для обеспечения кораблю необходи¬мых маневренных и эксплуатационных качеств. К основным корабельным устройствам на надводных кораблях относят¬ся: рулевое, якорное, швартовое, буксирное, катерное и шлюпочное, гру-зовое, успокоения бортовой качки, леерное, тентовое, устройство для приема и передачи топлива и грузов на ходу, а также спасательные средства. У различных классов кораблей перечисленные устройства имеют раз¬личную степень развития, а некоторые из них могут совсем отсутствовать.

    Рулевое устройство предназначено для обеспечения управляемости корабля. Потеря кораблем управляемости может привести к серьезной ава¬рии, а в боевых условиях - к гибели корабля. Поэтому рулевое устройс¬тво является одним из важнейших устройств на корабле. Оно состоит из одного или нескольких рулей, рулевого привода, рулевой машины и систе¬мы управления рулевой машины.

    Руль является рабочей частью рулевого устройства, так как он не¬посредственно воспринимает гидродинамическое давление и обеспечивает тем самым поворот корабля в нужном направлении. Предельный угол перек¬ладки руля составляет не более 30-35 градусов, скорость перекладки достигает 2-3 градусов в секунду.

    Рулевой привод обеспечивает передачу вращающего момента от руле¬вой машины на руль. Рулевые приводы могут быть механическими и гидрав¬лическими. На современных кораблях наиболее широкое применение получи¬ли гидравлические приводы, отличающиеся плавностью действия и надеж¬ностью в эксплуатации. Неотъемлемой частью всякого рулевого привода является румпель, который устанавливается непосредственно на баллер руля и обеспечивает его поворот в нужную сторону. Он может иметь форму сектора, стержня или поперечины.

    Рулевая машина соединена непосредственно с рулевым приводом и вы¬рабатывает усилие, необходимое для перекладки руля. Обычно она уста¬навливается в корме корабля в так называемом румпельном отделении. На¬иболее широкое развитие получили электрические и электрогидравлические рулевые машины. Система управления рулевой машиной соединяет штурвальную тумбу внешнего поста управления с рулевой машиной, находящейся в кормовой части корабля.

    Передача управляющих сигналов к рулевой машине может осуществляться механическим, электрическим и электрогидравлическим способами. Обычно на корабле три пульта управления рулем: основной пульт - на ГКП; запасной - на ЗКП и аварийное управление рулем - не¬посредственно из румпельного отделения. В настоящее время большинство кораблей оборудованы системами автоматического управления, которые поз¬воляют удерживать корабль на заданном курсе без вмешательства рулевого Якорное устройство предназначено для постановки корабля на якорь, надежного удерживания его на месте и для съемки с якоря.

    Оно располо¬жено в носовой части корабля и состоит из якоря якорных цепей и прис-пособления для отдачи, крепления и хранения якоря и якорных цепей. Якоря обеспечивают прочную связь корабля с грунтом и создают удерживающую силу. Каждый корабль имеет обычно два якоря, которые хра¬нятся в якорных клюзах. Например, на эскадренном миноносце имеются два якоря по 2250 кг.

    Якорные цепи связывают якорь с кораблем. Они состоят из звеньев и изготавливаются отрезками, называемыми смычками.
    Длинна смычки 25-27 м. Вся цепь состоит из нескольких смычек и может достигать длины 200-300 метров. Необходимо иметь ввиду, что корабль будет надежно удерживаться на месте, если длина вытравленной якорной цепи будет составлять при¬мерно три глубины места якорной стоянки. Например, если глубина 80 м, то длина вытравленной якорной цепи должна быть не менее 240 м. Якорные цепи хранятся в цепных ящиках.

    С кораблем якорная цепь соединяется с помощью специального устройства (жвака-галса), которое позволяет в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. Крепле¬ние якорной цепи к корпусу при стоянке корабля на якоре и временное задержание ее при отдаче якоря производится с помощью различных типов стопоров.

    Подъем якоря при съемки корабля с якоря производится с по¬мощью якорных шпилей. После съемки якорь втягивается в клюз и надежно закрепляется в нем походными стопорами. Швартовное устройство предназначено для надежного удержания ко¬рабля на месте при стоянке его у стенки, причала или у борта другого корабля. Оно размещается на верхней палубе по бортам и состоит из швартовых кнехтов, киповых планок, тросовых отводов, швартовых клюзов, швартовых шпилей и тросовых вьюшек. Швартовые тросы (канаты) обеспечивают закрепление (швартовку) ко¬рабля у места стоянки.

    В качестве швартовов у них применяются сталь¬ные, пеньковые, капроновые и нейлоновые канаты (тросы). Швартовые кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы с общей плитой (фундаментом), установленные на верхней палубе по бортам. Обычно на корабле устанавливаются 2-3 пары кнехтов.

    Киповые планки, тросовые отводы и швартовные клюзы обеспечивают направление тросов к кнехту или шпилю и предохраняют их от перетирания об острые края корпусных деталей. Швартовые шпили служат для выбирания швартовных тросов при подтя¬гивания корабля к месту стоянки или для обтягивания швартовов. Обычно на баке устанавливается якорно-швартовный шпиль, а на юте - швартовный шпиль.

    Якорно-швартовный шпиль более мощный и имеет два барабана - цепной и швартовный, а у швартовного шпиля - один только швартовный барабан. Тросовые вьюшки обеспечивают хранение швартовных тросов по-поход¬ному. Корабль может швартоваться к стенке или причалу бортом или кор¬мой. В последнем случае швартование производится с отдачей якоря. Буксирное устройство предназначено для буксировки кораблей, не имеющих возможности самостоятельного движения, и для буксировки данно¬го корабля другими кораблями.

    Оно состоит из буксирных тросов (букси¬ров), устройств для закрепления буксирного троса на корабле, буксирных клюзов, киповых планок на носу и корме. Буксировка корабля может про¬изводится носом и кормой. На тихой воде возможна буксировка борт о борт. В этом случае для буксировки применяется швартовное устройство. В последнее время широко применяется буксировка за лапы якоря. При этом буксировочный трос огоном (петлей) надевается на лапы якоря, а якорная цепь потравливается смычки на две и берется на стопор. Может быть буксировка за два якоря.

    Катерное и шлюпочное устройства предназначены для спуска, подъ¬ема, хранения и закрепления катеров и шлюпок по-походному. Корабельные катера и шлюпки предназначены для обеспечения связи корабля с берегом и другими кораблями при стоянке на рейде, для спасательных целей, при производстве всевозможных работ, для обучения личного состава морской практике (шлюпки) и других целей.

    Спуск и подъем шлюпок обычно произ¬водятся шлюпбалками, а катера спускаются и поднимаются грузовыми стре¬лами. Грузовое устройство предназначено для механизации всевозможных погрузочно-разгрузочных работ, таких, как прием и выгрузка боеприпа-сов, провизии, снабжения, спуск и подъем катеров и т.п. В качестве грузовых устройств на кораблях ВМФ наиболее широкое распространение нашли грузовые стрелы. Леерное устройство обеспечивает защиту личного состава от случай¬ного падения за борт. Оно состоит из стоек, поручней и ограждающих ле¬еров - стальных тросов или прутков. На случай штормовой погоды вдоль верхней палубы и в других местах выставляться штормовые леера и поруч¬ни для удобства передвижения личного состава.

    Тентовое устройство устанавливается для защиты личного состава, находящегося на открытых участках палубы и надстроек, от солнца и ат¬мосферных осадков.

    На военных кораблях тентовые устройства обычно съ¬емные и устанавливаются при стоянке на якоре или швартовах. Устройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу обеспе¬чивает пополнение запасов кораблей в море и увеличивает тем самым эф-фективность их боевого использования. Прием и передача грузов, топли¬ва, а в отдельных случаях и личного состава производятся с помощью подвесных канатных дорог или вертолетов.

    При передаче топлива и грузов корабли могут следовать в кильватере (кильватерный способ) или нахо¬диться в траверзе друг друга (траверзный способ). Скорость кораблей при приеме и передаче составляет 8-10 уз, волнение моря не должно пре¬вышать 4 баллов. Спасательные средства предназначены спасания личного состава ко¬рабля. Количество и виды спасательных средств устанавливаются по нор¬мам. Они делятся на коллективные (плоты, шлюпки, катера) и индивиду¬альные (спасательные жилеты, круги, пояса, нагрудники, спасательные буи).
    Количество спасательных средств устанавливается по числу личного состава плюс 5% запасных.

    Каждый корабль предназначен для решения боевых задач, свойствен¬ных его классу. Поэтому на корабле в первую очередь обеспечивается це¬лесообразное и удобное расположение вооружения и технических средств, а также помещений, из которых в боевой обстановке ведется управление как самим кораблем, так и его оружием. Размещение оружия, технических средств и помещений на различных кораблях имеет свои особенности.

    Пусковые установки крылатых ракет, главная артиллерия и противо¬лодочное бомбовое вооружение размещаются обычно на верхней палубе, преимущественно в носовой и кормовой частях. Пусковые установки зенитных ракетных комплексов и зенитная артил-лерия размещаются на верхней палубе и надстройках с расчетом обеспече¬ния наибольших углов обстрела и наибольшей плотности огня в каждом секторе обстрела. Погреба боезапаса размещаются по возможности ниже ватерлинии вблизи соответствующих установок.

    Торпедное вооружение, если таковое предусмотрено на корабле, рас¬положено в средней части верхней палубы в диаметральной плоскости или по бортам. Мины принимаются на корабль перед выходом на минную постановку и устанавливаются на минные рельсовые пути на верхней палубе, преиму¬щественно в кормовой части. Специальные минные заградители имеют, кро¬ме того, погреба минного боезапаса и соответствующее оборудование для приготовления и постановки мин.

    Энергетическая установка, как правило, располагается в средней части корабля и занимает 20 - 40% его длинны. Топливо, смазочное мас¬ло, котельная и питьевая вода размещаются в междудонном пространстве под котлами или дизелями, а также в бортовых цистернах. Внутренний объем корабля переборками, палубами и платформами раз¬делен на большое количество жилых и служебных помещений.

    Все корабельные помещения в зависимости от их назначения, а также работ, выполняемых в этих помещениях, подразделяются на три группы: помещения, предназначенные для управления кораблем в целом; помещения, занимаемые боевыми частями и службами корабля; жилые, служебные, санитарно-бытовые и прочие общекорабельные помещения. На дверях, люках или горловинах каждого помещения должны быть надписи, указывающие названия помещений.

    ВЫВОДЫ.

    Общекорабельные системы и устройства играют важную роль не только в обеспечении жизнедеятельности корабля, но в первую очередь придают кораблю необходимые боевые качества. Например, противопожарные, трюм¬ные и балластные системы обеспечивают живучесть корабля, рулевое уст¬ройство обеспечивает кораблю необходимые маневренные качества, уст¬ройство для передачи и приема топлива и грузов на ходу позволяет уве-личить автономность корабля, эффективность его боевого применения. По¬этому от состояния и работоспособности общекорабельных систем и уст¬ройств зависит деятельность корабля в целом.

    Галерея продукции

    Клапаны 521 группы Муфта сливная Судовая арматура РМРС Судовая арматура РРР Судовые комплектующие Узел налива Фланцы Цепь судовая Штуцеры Кабель АВВГ Корпус подшипника Судовой кабель продажа Судовой кабель РМРС Судовой кабель РРР Тетраподы Тетраподы Гексабиты Завод производства берегоукреплений Блoк сигнализации АПС-П-ОМ5 Вилки Ш2-41 и Ш2-42 Выключатель Датчик пожарной сигнализации ИФК-75-1 Импульсная лампа Клапан пожарный  Ру10Ду50 Клапаны 521-й группы Контакты для двигателей Лампа С24-25 Лампы для промышленности Переключатели Путевой выключатель Реле ШК 4х60 Электрика каютная розетки Glamox Электромагнитный клапан